Возрождение интереса к электромобилям в России: от "Романова" до современности - E-Gear
Эксклюзив, автор: Голуб Д.

Возрождение интереса к электромобилям в России: от "Романова" до современности

Электромобили, появившиеся в России более века назад, только сейчас начинают завоевывать популярность.

Источник фото: newizv.ru

Электромобили в России имеют богатую историю, начиная с первого отечественного электромобиля "Романов" на рубеже XIX-XX веков, и сегодня открывается новая глава в истории электромобильности в России.

"Романов"

Электромобиль "Романов" мог быть оснащен прямым электрическим двигателем с ожидаемой мощностью в районе 3-10 кВт. Это позволяло достичь скоростей до 20-30 км/ч, что было стандартом для того времени. Аккумуляторы, вероятно, представляли собой свинцово-кислотные батареи, которые обеспечивали ограниченный запас хода, возможно, около 50-100 километров на одной зарядке.

Российский электромобиль "Романов" (1899).

Источник фото: avtorazbory24.ru

Конструкция кузова могла быть выполнена из дерева и металла, сочетая легкость и прочность, что было важно для максимизации эффективности использования энергии. Шасси, скорее всего, было похоже на те, что использовались в каретах, с применением спицевых колес и подвески на рессорах для обеспечения комфорта во время поездок.

Внутреннее оборудование, возможно, включало базовые приборы для контроля за зарядом батареи и скоростью, а также ручное управление с помощью рычагов и педалей.

Российский электромобиль "Романов" (1899).

Источник фото: Журнал "За рулем"

Электромобиль "Романов" мог быть предназначен для городских условий, обеспечивая бесшумное, экологически чистое передвижение, что было особенно ценно в период, когда большинство транспортных средств работало на пару или бензине. Однако, из-за ограниченной дальности действия и высокой стоимости, он, вероятно, был доступен только узкому кругу потребителей.

НАМИ-750 и НАМИ-751

Электромобильные фургоны НАМИ-750 и НАМИ-751, разработанные в СССР в 1947 году, были пионерами в области электротранспорта, ориентированными на городскую доставку почты в Москве и Ленинграде. Эти фургоны представляли собой значительное инновационное достижение того времени, демонстрируя потенциал электромобилей в городских условиях.

Электромобильные фургоны НАМИ-750 и НАМИ-75.

Источник фото: stk-briket.ru

Оснащенные электрическими двигателями, они предлагали тихую и экологически чистую альтернативу традиционным бензиновым и дизельным транспортным средствам. Однако, несмотря на их успешные испытания и потенциальные преимущества, НАМИ-750 и НАМИ-751 так и не вошли в массовое производство. Основной причиной этого стали высокие затраты на производство, что было значительным препятствием для широкого внедрения этих автомобилей в тот период.

Электромобильные фургоны НАМИ-750 и НАМИ-75.

Источник фото: laz-legend.ru

Отсутствие массового производства этих моделей указывает на проблемы, с которыми сталкивались многие ранние попытки создания электромобилей — высокая стоимость компонентов, ограниченная инфраструктура для подзарядки, и недостаточная энергоэффективность по сравнению с традиционными транспортными средствами. Эти фургоны остаются важной частью истории развития электромобильной индустрии, отображая ранние усилия и вызовы на пути к созданию устойчивого транспорта.

Электромобильные фургоны НАМИ-750 и НАМИ-75.

Источник фото: laz-legend.ru

Одна из ключевых проблем, затруднявших развитие электромобилей в России, заключалась в технологии аккумуляторов. Тяжелые и недолговечные батареи серьезно ограничивали как эффективность, так и практичность использования электротранспорта.

"Ока" (ВАЗ-1111Э)

В 1990-е годы представление электрической версии автомобиля "Ока" (ВАЗ-1111Э) стало значительным шагом в развитии электромобилестроения в России. Этот автомобиль был адаптацией популярной модели "Ока", которая уже имела успех на российском автомобильном рынке, и его электрическая версия была направлена на исследование возможностей электромобильной технологии в реальных условиях.

Электрическая "Ока" была оснащена электродвигателем, мощность которого обычно составляла порядка 20-30 кВт. Это позволяло достигать максимальной скорости в районе 60-80 км/ч, что было достаточно для городских условий. Автомобиль использовал свинцово-кислотные аккумуляторы, что было стандартом того времени. Эти батареи обеспечивали ограниченный запас хода, возможно, около 100-150 километров на полной зарядке.

Электромобиль "Ока" (ВАЗ-1111Э).

Источник фото: comfortdrive.ru

ВАЗ-1111Э имел компактные размеры, благодаря чему он был идеален для городской среды. Однако вес электробатарей значительно увеличивал общий вес автомобиля по сравнению с его бензиновым аналогом. Это могло негативно сказаться на динамике и управляемости автомобиля.

"Ока" ВАЗ-1111Э продемонстрировала неплохие результаты в экоралли, что подчеркнуло ее потенциал как эффективного и экологически чистого транспортного средства.

Отсутствие развитой инфраструктуры зарядных станций в России в 1990-х годах было одним из ключевых факторов, препятствующих массовому распространению электрической "Оки". Потенциальные владельцы столкнулись бы с трудностями в поддержании ежедневной эксплуатации автомобиля из-за ограниченных возможностей для зарядки.

АТОМ

Современные электромобили значительно продвинулись по сравнению с их предшественниками. Автомобиль как АТОМ показывает, насколько далеко зашел этот прогресс.

Первый российский электромобиль "Атом".

Источник фото: АО «Кама»

Автомобиль АТОМ представляет собой современный электромобиль, выделяющийся своими передовыми характеристиками и технологиями. Он оснащен мощным электродвигателем, обеспечивающим впечатляющий запас хода до 500 км на одной зарядке, благодаря использованию высокоэффективных аккумуляторных батарей. Это делает АТОМ идеальным выбором как для городских поездок, так и для более длительных путешествий.

Первый российский электромобиль "Атом".

Источник фото: АО «Кама»

Интерьер АТОМа ориентирован на максимальный комфорт и удобство для водителя и пассажиров, с использованием высококачественных материалов и современных технологий. Автомобиль также оснащен собственной операционной системой, которая позволяет водителям легко управлять различными аспектами автомобиля, включая навигацию, мультимедиа и системы безопасности.

Первый российский электромобиль "Атом".

Источник фото: АО «Кама»

Дизайн АТОМа отличается современной эстетикой и аэродинамической эффективностью. Внешний вид автомобиля сочетает в себе элегантность и функциональность, подчеркивая его инновационный характер. Это делает АТОМ не только экологически ответственным выбором, но и стильным и практичным решением для современного потребителя.

Электромобили в России сегодня

Электромобильный рынок в России в 2023 году демонстрирует значительный рост и развитие. На данный момент в России насчитывается около 40 000 электромобилей. Это число, по прогнозам, будет увеличиваться, особенно благодаря государственным субсидиям и другим мерам поддержки, делающим электромобили более доступными для широкого круга потребителей.

Роботизированная линия по созданию аккумуляторных батарей.

Источник фото: Interesting Engineering

По числу электрозарядных станций Москва и Московская область являются лидерами, предлагая более 100 быстрых зарядных станций и более 300 медленных. Такие быстрые зарядные станции также широко распространены в Татарстане. Это позволяет эффективно заряжать автомобили на 70-80% всего за полчаса. В других регионах, таких как Краснодарский край, Санкт-Петербург и Приморский край, также установлено значительное количество зарядных станций.

Динамика парка электромобилей в России.

Источник фото: Автостат

Что касается льгот для покупателей электромобилей, то на сегодняшний день они включают в себя государственные субсидии и поддержку, которые делают электромобили более привлекательными для автомобилистов с различным уровнем доходов. Кроме того, создание льготных условий парковки для владельцев электромобилей является еще одним стимулирующим фактором. Льготы могут включать в себя бесплатную или упрощенную парковку в центральных городских районах, что делает использование электромобилей еще более привлекательным, особенно в густонаселенных и загруженных городских условиях.

Стоимость электромобилей может упасть вдвое в ближайшие 10 лет.

Источник фото: Midjourney

Эти изменения, в сочетании с постоянным улучшением технологий электромобилей — таких как увеличение запаса хода, сокращение времени зарядки и повышение общего комфорта и производительности, — делают настоящее время идеальным для перехода на электротранспорт. Подобные инициативы не только способствуют улучшению экологической обстановки, но и поддерживают развитие инновационных технологий в автомобильной индустрии.

x