Электрическое зарождение: первый электромобиль СССР
Оказывается, в СССР уже пытались несколько раз популяризировать электромобили, при этом некоторые модели действительно заслуживают внимания даже сегодня.
Источник фото: НАМИ
Если считаете, что заслуга Илона Маска в изобретении всех электрокаров мира, то ошибаетесь. Маск лишь привнес популярность в эту область. Действительно, первые электромобили появились гораздо раньше, даже в СССР, несмотря на обилие нефти, проводились исследования и эксперименты в области создания электрокаров.
Они были привлекательны не только отсутствием необходимости в топливе, но и относительно высокой мощностью по сравнению с бензиновыми двигателями.
Первый советский электромобиль НАМИ-010.
Источник фото: НАМИ
НАМИ-010: первые шаги к электромобилю
В два года после завершения Второй Мировой войны, советские власти поручили НАМИ разработать городской фургон на электродвигателе для массового производства. Проект получил название НАМИ-010 и включал в себя две модели различной грузоподъемности: 500 и 1500 кг.
Разработка прошла достаточно быстро: за год были созданы два прототипа. Имея в виду, что проекты были разработаны с нуля, такой темп работы внушает уважение.
Автобусы были уникальными: кабина размещалась над передним мостом, а кузов был изготовлен полностью из дерева, облицованного фанерой. Все было обработано олифой и покрыто лаком. Необычность образа подчеркивал одинокий фонарь, расположенный в центре передней части.
Зато раму разработали особенно тщательно, создав уникальный дизайн из сплава алюминия АВТ1 и авиационного алюминия — комбинации алюминия, магния и кремния. Благодаря этим материалам и продуманному подходу к проектированию, шасси весило всего 90 кг — лучший показатель в мире в этом классе. Лучшие иностранные аналоги весили минимум в два раза больше. Кроме того, была заложена известная советская надежность, что в будущем позволило бы уменьшить сечение без ущерба для прочности, сокращая массу и стоимость.
В целях экономии бюджета многие детали для электрокаров были заимствованы из уже существующих автомобилей, таких как "Победа", ГАЗ-АА и ГАЗ-51. Такое решение было обоснованным, поскольку в послевоенные годы избыточная расточительность не приветствовалась, даже в рамках важных проектов.
Технические особенности НАМИ-010
Первый советский электромобиль НАМИ-010.
Источник фото: НАМИ
Конструкция силового агрегата электрокаров оказалась интересной: два электромотора были связаны с задними колесами через кардан и зубчатую передачу, что позволило обойтись без дифференциала и увеличить мощность на колесах.
Тормозная система также была улучшена. Барабанные тормоза были дополнены системой электродинамического торможения с использованием двигателей.
Вместо коробки передач использовалась рукоятка для выбора направления движения вперед или назад. Аккумуляторы размещались под полом в задней части кузова.
Дальность поездки составляла около 75 км, а максимальная скорость составляла примерно 33 км/ч. Эти скромные показатели были обусловлены высоким весом автомобилей, составляющим 2,4 и 4,3 тонны для малой и большой версий соответственно. Однако было очень удобно заряжать советские электрокары от обычной розетки.
Прекращение проекта: себестоимость и нехватка металла
Несмотря на успешные испытания и подготовку завода к началу производства, проект был прекращен по двум причинам. Во-первых, огромная себестоимость — 16 000 рублей, что в два раза превышало стоимость бензинового аналога. Во-вторых, вступление СССР в ядерную энергетику сопровождалось огромным потреблением свинца, что привело к нехватке металла для аккумуляторов.
В результате выяснилось, что автомобиль был слишком дорогим, а ресурсов для его производства не хватало, и проект был закрыт.