Препятствия на пути автономных такси: почему машины без водителя не будут скоро доминировать на улицах - E-Gear
, автор: Голуб Д.

Препятствия на пути автономных такси: почему машины без водителя не будут скоро доминировать на улицах

Основные причины задержек развертывания автономных такси стары как мир: плохие дороги, дорогое обслуживание и человеческий фактор. 

Источник фото: taxi.yandex.ru

«Яндекс» выразил удовлетворение результатами первичных испытаний автономных такси с реальными пассажирами в России. Однако также выявлены минимум пять ключевых проблем, которые могут задержать внедрение таких автомобилей в повседневной жизни.

Эксперимент в районе Ясенево

«Мы довольны результатами в Ясенево», — подытожил опыт с автономными такси директор бизнес-группы поиска «Яндекс» Дмитрий Масюк. С июня текущего года жители столицы могли заказать автономное такси в районе Ясенево. Интересной особенностью испытания стало то, что сотрудник компании, следящий за безопасностью, теперь находится не за рулем, а на пассажирском месте, готов вмешаться в экстренной ситуации.

Дмитрий Масюк подчеркнул, что за время эксперимента не было серьезных инцидентов, и ни один из пассажиров не пострадал. Впрочем, были небольшие столкновения с другими автомобилями (конкретные детали не были раскрыты). По мнению руководства, в ближайшие годы компания планирует расширить проект автономных такси. Подобный оптимизм по поводу будущего безводительных поездок демонстрируют и государственные органы.

Сервис беспилотного такси "Яндекс.Такси".

Источник фото: cnews.ru

Готовность к расширению проекта

Несмотря на заявления многих компаний и правительств о том, что уже в ближайшие годы автономные такси будут массово перевозить людей, такие обещания регулярно звучат последние 7 лет. Напомним, первый такой эксперимент начался в 2016 году в Сингапуре благодаря стартапу nuTonomy. Хотя количество тестовых автомобилей без водителя по всему миру увеличивается, их широкое коммерческое применение пока не наблюдается.

Перечисляем пять основных причин, которые могут затруднить массовое внедрение автономных такси на российских улицах.

Софт и хард

В современных роботизированных автомобилях используются датчики, аппаратные средства и программное обеспечение с искусственным интеллектом. Датчики и аппаратные средства хорошо работают, но программное обеспечение все еще несовершенно. Дорожные ситуации слишком разнообразны и непредсказуемы для алгоритмов, что подтверждается авариями с роботакси. Беспилотные машины пока не могут эффективно справляться с такими условиями, как стройки, плохая погода и непредсказуемое движение на дороге, требуя дальнейшего развития технологий.

Дороги, дороги, дороги...

Качественная связь для асто с автопилотом — ключевой момент.

Источник фото: cnews.ru

Дорожная инфраструктура во многих странах, включая Россию, пока не готова к использованию роботакси. Большая часть автомобильных дорог не соответствует нормам, что является опасным даже для обычных автомобилей с водителями, не говоря уже о беспилотниках. Даже при улучшении дорожного покрытия, безопасная эксплуатация роботизированных такси требует "умных" дорог и взаимодействия с робомобилями по протоколам V2X (машина - инфраструктура). Это потребует значительных инвестиций, например, от 0,7 млрд до 1 млрд рублей на каждые 100 км "умной" дороги.

Качество передачи данных

Для безопасной работы беспилотных автомобилей требуется быстрая беспроводная передача данных. Технология 5G может обеспечить необходимую скорость передачи данных, но в России она пока работает только в ограниченных областях в тестовом режиме. Пилотные проекты с использованием российских базовых станций 5G запланированы не ранее 2025 года из-за нерешенных вопросов с частотами. Это означает, что связь для беспилотных такси остается проблемой, так как станции 5G имеют ограниченное покрытие, их не хватит для всей страны.

Содержание автономных авто

Внедрение роботакси сталкивается с экономическими проблемами, так как стоимость одного автономного автомобиля все еще выше, чем обычной машины. Несмотря на потенциальные экономии на зарплате водителя, обслуживание роботизированного автомобиля может быть дороже. Однако аналитики предполагают, что после массового внедрения беспилотных автомобилей, их себестоимость может снизиться на 80%, что может сделать сервисы роботакси прибыльными при больших автопарках.

Количество ДТП с участием беспилотного такси растет.

Источник фото: cnews.ru

Моральный и юридический аспекты

Перспектива внедрения роботакси также сталкивается с юридическими и моральными проблемами. Множество стран придерживаются норм Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, которая требует присутствия человека за рулем. Однако некоторые страны, включая Россию, вносят законодательные изменения, чтобы учесть права роботов-водителей.

Несмотря на формализацию стандартов и ГОСТов для беспилотных автомобилей, остаются юридические вопросы о том, кто несет ответственность в случае аварии или нештатной ситуации.

Существует также этические вопросы, включая дилемму вагонетки, связанные с тем, как программировать роботов в ситуациях, где неизбежно пострадают люди, и как учесть нравственные аспекты в автоматическом управлении.

x