Автопром России ждет ренессанс: прогнозы на ближайшее будущее
Аудиторская компания B1 провела масштабное исследование автомобильного рынка России, и нашла интересные и обнадеживающие тенденции.
По данным исследования, к 2025 году спрос на автомобили в России вырастет и составит 1,3-1,5 млн единиц, доля китайского автопрома на рынке достигнет стабильных 28-30%, а цены вырастут в пределах допустимой нормы в 7-10%. Детали - в обзоре.
Российский автопром VS санкции: кто побеждает?
Судя по тенденциям на автомобильном рынке России, санкции сильно влияют и на спрос, и на предложение, и вообще на покупательскую способность и настроение граждан. Но даже при таких условиях эксперты не спешат хоронить отечественный автопром и экономику в целом. Безусловно, правила международной торговли сильно влияют на ситуацию на рынке, и этот процесс зависит еще от общего инвестиционного климата, цен на топливо, законодательных условий, качества технологической базы и способности экономики быть более гибкой в нестандартных ситуациях.
Самый реальный сценарий без лишних фантазий — это Стратегия развития автопрома ВВП и потребления, которая пророчит выравнивание отрасли в течение 3-5 лет, не более. При этом доля локализации должна быть в пределах 40-60% от уровня 2021 года. Пока будет идти этот процесс, спрос будут закрывать импортом из Китая и ближайших стран.
Есть и более оптимистичные прогнозы: рынок получит стабильно растущий спрос на авто отечественных марок и заваленный работой конвейер местных заводов через 2-3 года. Однако стоит признать, что без локализации и удобного импорта, в том числе на запчасти, этот процесс сильно затянется. Поэтому решение вопросов концентрации всех этапов промышленной цепи внутри страны, будет важной вехой в судьбе российских автобрендов.
Что будет с ценами?
Цены будут зависеть напрямую не только от цен на сырье и спрос, но и от ряда других факторов:
- динамика насыщения рынка новинками;
- темпы локализации предприятий автопромышленности в РФ;
политика регулирования импорта на внутреннем и межгосударственном уровне; - баланс внутренних и внешних цен, часто зависящий от курса национальной валюты;
- актуальность технологий, конкурентных относительно других участников рынка.
Эксперты уверены, что если сегодняшняя тенденция в росте сохранится в ближайшие 2 года, то автопром сможет выйти на ежегодную мощность в 1,6-1-7 млн единиц. Прошлый год был не лучшим по продажам: в 2022 году продано (без учета параллельного импорта) всего 687 370 авто, по сравнению с 2021 годом, когда продажи были на 58,8% больше и составляли 1 666 780 машин.
В этом году отечественному автопрому пророчат рост на 12%.
Китай заменяет всех
Главный тренд — рост продаж китайских авто. Тот факт, что китайцы почти заместили европейские автозаводы пока что производит положительное впечатление. Китайские производители сделали автомобили различных классов доступными, и с запчастями нет никаких проблем. Поэтому сегодня многие россияне смело перешли на китайские автомобили.
Цифры тоже говорят об этом: в 2021 г. доля китайских авто составляла около 33%, а по итогам 2022 г. — уже 56%.
Самыми популярными автомобилями стали разные машины преимущественно от Chery Group, GWM Group и Geely: именно они составили 90% продаж. Китайских промышленников такая тенденция радует и они обещают увеличить продажи за счет расширения модельного ряда.
Что будет с ценами на автомобили
По прогнозам, цены на китайские автомобили будут расти, и судя по тому, какой широкий ассортимент авто на любой вкус открывается с китайским рынком, каждый сможет найти для себя что-то подходящее под свой бюджет.
Эксперты уверены, что параллельный импорт никак особо не влияет на розничную цену на ввозимые из Китая автомобили. В целом цена до конца года может достичь 7-10%.
Будущее электромобилей
Отечественный автопром явно нацелился на развитие нового направления - электрический транспорт. И промышленные мощности плавно переориентируются на дополнительные опции при активном участии государства. Пока что эти процессы только в стадии начального этапа, но к 2025 году ожидается, что в России будет производиться не меньше 50 тысяч автомобилей в год.
Чиновники делают ставки на «Москвич», с наращиванием мощности за 3 года 10 до 25 тысяч авто. «Моторинвест» также имеет перспективы в будущем, ведь сейчас там с конвейера сходят электрокары Evolute. Амбиции завода — рост производительности с 7 до 18 тысяч автомобилей в течение 3 лет.
ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» входит в ТОП-3 компаний, которое активно вовлечено в работу отечественного автопрома. Компания находится в московском Технополисе и делает легкие электрогрузовики на базе UAZ Profi. Средний темп производительности 700-800 машин в год.