Что такое фары проекционного типа и фары с функцией проектора
Как в свое время проекционные фары потеснили традиционные, так и сегодня идет процесс замещения проекционных фарами с функцией проектора. Рассказываем подробнее!
В комплектацию современных автомобилей входят разнообразные фары. Это «фонари» для ближнего и дальнего освещения, противотуманники, а также дополнительные спецфары (например, прожекторы заднего и бокового освещения для комфортного маневрирования при парковке или езде ночью по бездорожью). За эффективность освещения отвечает тип прожектора. Сегодня поговорим о фарах двух типов: проекционных и проекторных.
Фары проекционного типа
Такие прожекторы хорошо знакомы любому автомобилисту. Они часто устанавливаются на автомобилях разных брендов.
Для того чтобы объяснить отличие фары проекционного типа от традиционного автомобильного прожектора, сначала расскажем об обычной фаре. Устройство традиционного прожектора предполагает наличие параболического зеркала и колбы. В прожекторе стоит лампочка, имеющая две нити накала, которые используются поочередно при включении ближнего и дальнего света.
Световое пятно от лампочки попадает на параболическое зеркало колбы. Так оно формируется в пучок лучей. Интенсивность освещения в фаре регулируется нитями в лампочке. Иными словами, когда автомобилист включает ближний свет, загорается одна нить в лампе, а при переключении на дальний свет – другая нить.
В отличие от традиционной системы автомобильного освещения, фары проекционного типа работают следующим образом:
- Лампа (ксеноновая, светодиодная или галогенная) светит постоянно.
- Рефлектор имеет эллиптическую форму.
- В наличии линза для дополнительной фокусировки пучка лучей света.
- Имеется подвижная шторка, регулирующая интенсивность освещения при переключении ближнего или дальнего света.
За счет специальной линзы при использовании фары проекционного типа можно получить очень узкий пучок лучей света с резко очерченными границами. Шторка в фаре передвигается в зависимости от того, какой именно свет нужен автомобилисту.
Проекционные фары освещают путь транспортного средства лучше, чем традиционные прожекторы. В то же время, их техническое обслуживание сложнее. Например, такие фары требуют точной настройки.
К недостаткам проекционных фар можно отнести то, что шторка может заедать. Это затрудняет переключение ближнего и дальнего света. В результате снижается эффективность системы освещения в целом.
Если резюмировать описание автомобильных фар проекционного типа, то можно сказать, что это удовлетворительный вариант системы освещения. В таких фарах найден компромисс между надежностью конструкции и качеством света.
Фары с функцией проектора
Автомобильные прожекторы с функцией проектора пока слабо представлены на рынке. По сути, это технология будущего, активное развитие которой мы сможем наблюдать уже в ближайшие годы.
Автооптика, изготовленная по типу проектора, может создавать не только привычный круглый пучок световых лучей, но и менять форму светового пятна на выходе. Кроме того, фары с функцией проектора имеют возможность действовать в режиме видеопроектора.
Подобные фары пока не запущены в массовое производство. Однако эксперименты некоторых крупных автоконцернов привлекают внимание к этому типу систем автоосвещения. Например, компания Mercedes-Benz уже продемонстрировала миру адаптивные фары головного света Digital Light. Эта система не только освещает путь автомобилю, но также может и проецировать на внешние поверхности за пределами транспортного средства любые символы.
Среди полезных функций – наличие мощного проектора. В нем имеется огромное количество микрозеркал. Это позволяет фаре разделять пучок световых лучей на отдельные пиксели. На практике это приводит к тому, что адаптивные фары с функцией проектора получают возможность:
- настраивать длину пучка световых лучей в автоматическом режиме,
- освещать повороты,
- обеспечивать подсветку обочины для демонстрации водителю наличия или отсутствия пешеходов,
- не ослеплять водителей встречного автотранспорта.
За такую работу отвечает электронный модуль. В режиме реального времени в модуль с радаров и сенсоров поступает информация о ситуации на дороге. Эти сведения анализируются, на основе полученных выводов и происходит регулировка яркости пикселей и настройка пучка световых лучей.
Разбивка светового излучения на пиксели также позволяет изображать на дороге различные символы. Например, на дорогу могут проецироваться сообщения навигационной системы. Это может быть информация о расстоянии до перекрестка или поворота, дублирование дорожного знака и так далее.
Предполагается, что подобные инновационные фары поступят в массовое производство вместе с модернизированными моделями автомобилей представительского класса уже в 2024 году.